Может, российскому анимационному сообществу уже хватит противопоставлять себя всему миру? Может, пора уже забыть про то, что мы — хорошие, а все вокруг — плохое?
Вчера в «Известиях» вышла статья, посвященная очередной жалобе разгневанных граждан в Роскомнадзор о попрании святых устоев закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь под каток гневной толпы может попасть взрослая японская анимация.
В статье приводятся цитаты психологов и прочих сопричастных лиц. Но мне в глаза сильнее всего бросился комментарий одного из основных российских продюсеров авторской анимации Александра Герасимова, руководящего студией «Мастер-Фильм».
По мнению директора Открытого российского фестиваля анимационного кино, гендиректора студии «Мастер-Фильм» Александра Герасимова, если мультфильм содержит порнографические сцены с несовершеннолетними нарисованными персонажами, то его надо вносить в черный список.
- На западных международных фестивалях анимации мы видим всякие убийства, расчлененку, кровь рекой. В общем, ужас что творится. И такие фильмы получают призы, — замечает Герасимов. — Почему говорят, что наши мультики добрые, ласковые и с огромным зарядом позитива? Наверное, потому, что у нас жизнь хуже, а у них жизнь сытая и довольная, зато мультики такие, что ночью потом не уснешь. Это бизнес — люди понимают, что чем извращеннее они нарисуют, тем у них больше шансов стать популярными. Тем более анимация позволяет нарисовать то, что в жизни реальные актеры не сделают.
С одной стороны, журналисты, как это часто водится, могли вырвать фразу из контекста. С другой стороны, цитата – развернутая и вполне экспрессивная, и это не может не огорчать, ведь Александр Герасимов — один из столпов современной российской анимации, и его суждения немаловажны.
Российская анимация переживает не самые лучшие времена. И сейчас я говорю отнюдь не про деньги. А про эстетику и силу кино.
Когда попадаешь на мировые кинофестивали, то понимаешь иногда просто потрясающую ущербность нашей мультипликации. Просадка звука, неадекватность сценариев, отсутствие драматургии действия не так ощутимы во время суздальских просмотров, когда соревнуется родственное с родственным. Настоящее потрясение от уже ставших любимыми мультфильмов настает во время сводных конкурсных показов, когда «наше» кино соседствует с «ихним».
Кстати, Александр Герасимов, являясь не только директором Суздальского фестиваля, но и членом правления Ассоциации анимационного кино, мог бы многое сделать для того, чтобы этот разлом уменьшить в масштабе. Как минимум — содействовать построению связей с эстетическими врагами.
Для меня нет «страновых» и «цивилизационных» различий между авторской короткометражной анимацией. Безусловно, за каждым автором кроются свои традиции. Но я одинаково восторгаюсь как Брумбергами и Бронзитом, так и Дриссеном и Маклареном. Я не вижу громадного идентификационного разлома по линии «свой-чужой». Существует лишь антитеза «хорошее-плохое» по определенному (для каждого зрителя – своему) набору критериев. Кому-то важен звук, кому-то – картинка, кому-то — цвет и форма носа героев, но четкого деления на страновые зоны нет!
В общем, я не могу сказать, что мне не нравится условная «французская» анимация, а нравится условная «британская». Мне нравятся и не нравятся режиссеры, импонируют или нет студии, а страна – это красивая виньетка на истории фильма. Иногда поразительная, но все равно «розочка».
И когда мне профессионалы от анимации начинают рассказывать, что «у нас» сеется доброе-вечное, а «у них» на экране сплошные развраты и кровавые ужасы, то я хочу бежать от этого провинциального мышления, понимая, что мы никуда не вырвемся, ничего не достигнем, не поднимемся ни на йоту.
Да, у нас есть потрясающие создатели мультфильмов. Но это – уникальности, возникшие иногда вопреки окружающему пространству. А пространство прям-таки самодовольно бурлит от своей «доброты» и «детскости».
Советские мультипликаторы развивались в парадигме «детского» искусства. Эта ситуация давала огромное количество бонусов, но и серьезно травмировала всю отечественную мультипликацию. Когда Союз начал рушиться, то резко усилились голоса в пользу «настоящего взрослого» против «сюсюкающего детского». И что на выходе? Победят позитивные ласки от взрослых аниматоров?
Когда аниматоры загоняют себя в рамки «правильного» искусства с «правильными» темами, рассказывая об «ужасах» международных смотров, пусть потом не удивляются разнарядкам сверху и возникновению настоящей цензуры.
И это, кстати, постепенно приведет к полному отсутствию российского кино на мировых смотрах. Да и его вообще можно перестать отправлять на фестивали. Ведь, вслед за своими фильмами, на них выбираются режиссеры и художники. Насмотрятся поди еще чего!
И, конечно, нужно российским аниматорам меньше платить, чтобы в их фильмах было больше позитива!
Так что, может все будет и к лучшему, в новых-то реалиях. У нас будет больше ласкового. А залах Анси меньше будет убийств уха, сценарной расчлененки и кровавых слез аниматоров в зале.
Источник:
http://animalife.ru